?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Борис Иофан: Зодчий Страны Советов
pos1t1ve


В Эти дни в Государственном Музее Архитектуры им. Щусева (МУАР) проходит выставка "Архитектор Власти. К 120- летию со дня Рождения Бориса Иофана".  Плоды деятельности Бориса Михайловича и его вклад в развитие архитектуры нашей страны переоценить трудно. Колоссальные проекты в Москве, планы восстановления Сталинграда и Новороссийска, десятки нереализованных работ и тысячи поисковых эскизов - все это наследие, пожалуй, самого одиозного и масштабного зодчего Советского Союза.

Ниже - виртуальная экскурсия по залам музея в хронологическом порядке. Я постарался включить в неё все самое интересное и "вкусное", хотя это так сложно, когда речь идет о фигуре такого масштаба.

Кликом можно увеличить изображение до читабельных размеров. 







Проект "Дома на Набережной"









Академия Тимирязева в Москве





Проект советского павильона на Международной выставке в Нью-Йорке в 1939 году















Проект станции метро

Отдельный Зал посвящен грандиозному проекту - Дворцу Советов.

Дворец Советов должен был стать самым высоким зданием в мире. Не просто конструкцией из стали и бетона, но символом величия нового политического и социального строя.  Его проектирование началось в тридцатых, а последние конкурсы относятся к концу пятидесятых годов. В 1958-60 гг. на фундаменте Дворца Советов сооружают "Бассейн Москва", похоронив тем самым последние шансы исполина на существование. По замыслу создателей, ДС должен был стать архитектурной доминантой города, а знаменитые "сталинские высотки", в свою очередь, являть собой своего рода "ступеньку" от малоэтажной на тот момент "канонической" Москвы к гиганту. Если бы ДС был сооружен, его высота достигала  420-ти метров. Для его создания были изобретены специальные марки стали и бетона. Архитектурные решения, найденные при его проектировании, сформировали тот самый "ампир" или арт-деко, который мы привыкли именовать "сталинским".

Официальная история придерживается версии, что строительство Дворца было прервано войной, однако Никита Хрущев принял решение продолжить возведение и после смерти Сталина. Попытка за попыткой в прямом смысле слова, проваливалась сквозь землю - котлован  будущего здания постоянно заливало водой, откачать которую не могли даже при помощи мощнейших насосов. Результатом противостояния стихии и архитектуры стал бассейн, который многие москвичи тех лет именовали "лужей" за странное, совершенно неуместное расположение и открытую конструкцию.

Так или иначе, внешний вид исполина можно довольно легко представить себе с помощью многочисленных чертежей, эскизов и проектов, созданных в огромном количестве за двадцать с лишним лет непрерывной работы. 


























План восстановления Сталинграда.

Обратите внимание на четкую "квартальную" структуру проектов Иофана. Дает о себе знать детство в Одессе и юношество в Петербурге. Будущий архитектор буквально "впитывает" квартальную систему на живых примерах.


































После развенчания "культа личности" монументальная архитектура уступает место типовой функциональной. Величественные многоэтажные здания отходят на второй план, а страна пытается разрешить острейшую проблему индивидуального жилья.  Борис Михайлович принимает участие и в этой работе, однако, размах, конечно, уже не тот... 









До конца жизни Борис Михайлович переживал по поводу размещения статуи "Рабочего и Колхозницы" на низком постаменте. До конца дней он вместе с  Верой Мухиной бился за восстановление скульптуры в её первозданном виде. И ушел из жизни буквально с этой мыслью в голове. Спустя почти сорок лет его мечта сбылась - ныне прекрасное олицетворение единения архитектуры и скульптуры гордо возвышается неподалеку от входа на ВВЦ.

Список проектов и завершенных построек Бориса Иофана:

  • Эскизный проект Посольства СССР в Италии (Рим), 1923.
  • Жилые дома и планировка посёлка Штеровской ГЭС, Донбас, 1924.
  • Образцовые дома для рабочих на Русаковской ул., Москва, 1925.
  • Здание Химического института им. Л.Я.Карпова, Москва, 1927.
  • Жилой комплекс на ул. Серафимовича, дом №2, Москва, 1931.
  • Санаторий «Барвиха» под Москвой, 1929—1934.
  • Проект Дворца Советов для Предварительного конкурса 1931-1934.
  • Проект Дворца Советов на основе проекта Б.М.Иофана, 1934-1942.
  • Павильон СССР на Международной выставке в Париже, 1937.
  • Павильон СССР на Международной выставке в Нью-Йорке, 1939.
  • Станция московского метро «Бауманская» («Спартаковская»),1944.
  • Проект восстановления Сталинграда и Монумент героям, 1943.
  • Проект восстановления центра Новороссийска, 1944—1945.
  • Проект Монумента Победы в Москве, 1946 год.
  • Проект Московского государственного университета, 1947—1948.
  • Государственный институт физкультуры в Москве, 1962—1975.
  • Проект монумента 50-летия Октября в Москве, 1967 год.